На главную
Контакты
Карта сайта
Новости
Министерство
Госудаственные услуги
Обращения в Министерство
Контакты
  Главная / Строительный комплекс / Обеспечение жильем льготных категорий граждан / Граждане, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
Поиск
Укажите слово для поиска:
 ноябрь 2018 



1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30








Граждане, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

Разъяснения Госстроя от 24.10.2013 по вопросу обеспечения государственными жилищными сертификатами граждан, выехавших из населенных пунктов Республики Беларусь, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС

По результатам проверочных мероприятий, проводимых в регионах России комиссиями ФКУ "Объединенная дирекция" Госстроя установлено, что в большинстве случае при принятии решения об обеспечении в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы государственными жилищными сертификатами граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из населенных пунктов Республики Беларусь, пострадавших от радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяют по аналогии положения белорусского законодательства.

В частности при отнесении таких граждан к одной из категорий граждан (пункты 6 и 11 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1), имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, применяются по аналогии нормы Закона Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г. №1227-XII "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Указанная практика не допустима, так как противоречит положениям статьи 1191 ГКРФ. Ниже прилагается информационно-аналитическая справка, где изложена правовая позиция по данному вопросу.

При решении вопроса об однородности и эквивалентности понятий зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, расположенных на территории Российской Федерации и Республики Беларусь целесообразно учитывать следующие аргументы:

Правовой статус, условия классификации зон радиоактивного загрязнения на территории Российской Федерации регламентируется Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (статьи 7-11):

 

Таблица 1

Наименование зоны радиоактивного загрязнения

Определение (классификационные признаки)

Зона отчуждения

территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Зона отселения

часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше 0.1 Ки/кв. км.

Зона проживания с правом на отселение

часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км.

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом

часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км.

 

Правовой режим территорий, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также основные квалификационные признаки данных территорий определяются положениями Закона Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г. №1227-XII «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (статьи 3-4):

Таблица 2

Наименование зоны радиоактивного загрязнения

Определение (классификационные признаки)

Зона эвакуации (отчуждения)

территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году в соответствии с существовавшими нормами радиационной безопасности было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение в связи с плотностью загрязнения почв стронцием-90 выше 3 Ки/кв. км и плутонием-238, 239, 240, 241 -- выше 0,1 Ки/кв.км);

Зона первоочередного отселения

территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 40 Ки/кв.км либо стронцием-90 или плутонием-238, 239, 240, 241 соответственно 3,0; 0,1 Ки/кв.км и более;

Зона последующего отселения

территория с плотностью загрязнения почв цезием- 137 от 15 до 40 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 2 до 3 Ки/кв.км или плутонием-238, 239, 240, 241 от 0,05 до 0,1 Ки/кв.км, на которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить (над естественным и техногенным фоном) 5 мЗв (0,5 бэр) в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 5 мЗв (0,5 бэр) в год;

Зона с правом на отселение

территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 0,5 до 2 Ки/кв.км или плутонием-238, 239, 240, 241 от 0,02 до 0,05 Ки/кв.км, на которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1 мЗв (0,1 бэр) в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 1 мЗв (0,1 бэр) в год;

Зона проживания с периодическим радиационным контролем

территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км или плутонием-238, 239, 240, 241 от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр) в год

 

Основным элементом, на основании которого принимается положительное решение об обеспечении жилыми помещениями граждан, выехавших из населенных пунктов стран СНГ, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является некоторая схожесть определений зон радиационного загрязнения, установленных положениями законодательных актов Республики Беларусь и Украины.

Однако в данном случае необходимо учитывать следующие важные аргументы.

Согласно пункту 1 статьи 1191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при применении на территории Российской Федерации правовых норм иностранных государств необходимо устанавливать содержание данных норм исходя из общепринятого в России и многих других странах принципа, согласно которому иностранное право должно применяться таким же образом, как оно применяется в соответствующем государстве. При этом четко установлено, применение норм иностранного права не должно основываться лишь на тексте таких норм; необходимо  учитывать их официальное толкование и судебную практику применения, а также доктрину в соответствующем иностранном государстве.

Сравнительный анализ определений, приведенных в таблицах 1 и 2 выявил полное соответствие понятий «Зона отчуждения» и «Зона эвакуации (отчуждения)», а также относительное сходство по следующим позициям:

 

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1

Закон РБ от 12.11.1991 №1227-XII

1.

Зона отселения - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше 0.1 Ки/кв. км.

Зона первоочередного отселения - территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 40 Ки/кв.км либо стронцием-90 или плутонием-238, 239, 240, 241 соответственно 3,0; 0,1 Ки/кв.км и более

Зона последующего отселения - территория с плотностью загрязнения почв цезием- 137 от 15 до 40 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 2 до 3 Ки/кв.км или плутонием-238, 239, 240, 241 от 0,05 до 0,1 Ки/кв.км, на которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить (над естественным и техногенным фоном) 5 мЗв (0,5 бэр) в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 5 мЗв (0,5 бэр) в год

2.

Зона проживания с правом на отселение - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км.

Зона с правом на отселение - территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 0,5 до 2 Ки/кв.км или плутонием-238, 239, 240, 241 от 0,02 до 0,05 Ки/кв.км, на которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1 мЗв (0,1 бэр) в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 1 мЗв (0,1 бэр) в год

 

По позиции 1.

Федеральный законодатель Республики Беларусь использует принцип приоритетности отселения граждан при квалификации зон радиационного загрязнения (соответственно «первоочередное» и «последующее» отселение), что в корне отличается от принципа классификации, примененного в российском законодательстве (просто «зона отселения» без каких-либо приоритетов).

Привязка параметров зоны отселения (определенной в Законе РФ от 15.05.1991 №1244-1) к какой либо одной из зон первоочередного либо последующего отселения (определенных в Законе РФ от 12.11.1991 №1227-XII) также затруднено с точки зрения аналогии и однородности соответствующих классификационных признаков:

1.При сопоставлении понятий «зона отселения» и «зона первоочередного отселения» наблюдается расхождение в предельных уровнях загрязнения почв радионуклидом Сезий-137 ( >15 Ки/кв.км – в первом случае и >40 Ки/кв.км. – во втором случае). При этом совпадает предельный уровень загрязнения почв такими радионуклидами как Стронций-90 и Плутоний 239,240 (однако в данном случае следует отметить, что в законодательстве Республике Беларусь применяется более расширенный перечень изотопов Плутония: Плутоний 238, 239, 240, 241).

2.При сопоставлении понятий «зона отселения» и «зона последующего отселения наблюдается сходство минимального уровня загрязнения почв радионуклидом Цезием-137 (15 Ки/кв.км.), при этом верхний предельный уровень загрязнения почв радионуклидом Цезий-137 отличается (>15 Ки/кв.км. – в первом случае; и от 15 до 40 Ки/кв.км. – во втором случае). По другим радионуклидам (Стронций-90 и Плутоний – 239,240) наблюдается полное расхождение в предельных уровнях.

Таким образом, очевиден различный подход Российской Федерации и Республики Беларусь не только при определении основных квалификационных признаков зон радиационного загрязнения, но и в доктрине их применения.

С учетом указанных выше расхождений применение принципов аналогии с нормами законодательства Республики Беларусь при привязке граждан, выехавших из Республики Беларусь, к категории граждан, определенных положениями пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (граждане, эвакуированные (выехавшие добровольно) из зоны отселения) будет противоречить положениям статьи 1191 ГК РФ.

По позиции 2.

Наблюдается совпадение по верхнему и нижнему уровню загрязнения почв радионуклидом Цезий-137 (от 5 до 15 Ки/кв.км.). При этом в отличие от российского законодательства, где степень загрязнения почв оценивается только по одному радионуклиду (Цезий-137), в Республике Беларусь применяется более расширенный перечень радионуклидов (Стронций-90, Плутоний-238,239,240,241) с указанием для них предельно допустимых уровней загрязнения.

Кроме этого, особенно следует отметить различие в доктринах применения данного вида зонирования при определении льгот граждан, проживавших в пределах «зоны проживания с правом на отселение» и «зоны с правом на отселение». Если российское законодательство предусматривает для граждан, выехавших из «зоны проживания с правом на отселение», право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, статья 17, 22), то согласно  белорусскому законодательству граждане, выехавшие из «зоны с правом на отселение» данное право не предписано (Закон Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. № 634-XII «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», статья 24; Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий», статья 22).

С учетом указанных выше расхождений применение принципов аналогии с нормами законодательства Республики Беларусь при привязке граждан, выехавших из Республики Беларусь, к категории граждан, определенных положениями пункта 11 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (граждане, выехавшие из зоны проживания с правом на отселение) будет противоречить положениям статьи 1191 ГК РФ.

 



Новости
Министерство
Развитие стройкомплекса Московской области
Нормативные документы
Контакты
© Copyright 2005–2018
Министерство строительного комплекса Московской области
support@moinform.ru

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.