На главную
Контакты
Карта сайта
Новости
Министерство
Госудаственные услуги
Обращения в Министерство
Контакты
  Главная / Строительный комплекс / Обеспечение жильем льготных категорий граждан / Ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов
Поиск
Укажите слово для поиска:
 август 2019 



1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31







Ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов

Информационное письмо главам муниципальных районов и городских округов Московской области от 12.02.2013 № 1-13/507

Информирую Вас о том, что при проверке Министерством строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области учетных дел граждан, признанных инвалидами и семей, имеющих детей инвалидов в списки граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) выявлены нарушения, которые могут привести к нецелевому расходованию средств федерального бюджета, выделенных бюджету Московской области на обеспечение жильем указанных категорий граждан.

Имеют место случаи, когда в указанные списки включаются граждане, без принятия органами местного самоуправления соответствующих правовых актов муниципального образования о признании инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях обеспечения их жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ. Отдельные граждане были включены в списки не на основании их личных заявлений, поданных в органы местного самоуправления, а были приняты на учет в составе своих семей на общих основаниях. Некоторые из них включались в указанные списки ранее даты получения ими документов, подтверждающих их право на обеспечение жильем, в том числе после 1 января 2005 года.

В связи с этим Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области направляет Вам позицию в отношении основных проблемных вопросов, связанных с формированием органами местного самоуправления списков инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Федеральный закон № 181-ФЗ не имеет обратной силы, в связи с чем правоотношения, возникшие при его реализации, не могут распространяться, в том числе и на решения органов местного самоуправления по вопросам учета инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий до введения его в действие.

До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

В части касающейся жилищных льгот для отдельных категорий инвалидов пунктом 23 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О Порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (далее – Порядок) было установлено, что в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий:

а) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лицам.

К членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести, относятся: иждивенцы погибшего или пропавшего без вести, которым в связи с этим выплачивается пенсия; родители; супруг, не вступивший в брак вторично, независимо от получения им пенсии; дети, не имеющие своих семей, или хотя и имеющие свои семьи, но ставшие инвалидами до достижения совершеннолетия, а также имеющие свои семьи дети, оба родителя которых погибли или пропали без вести;

б) лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденном Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС;

в) инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих.

Другие категории инвалидов, в том числе инвалиды по общему заболеванию, инвалиды III группы, самостоятельным правом на обеспечение жильем не обладали.

В соответствии с пунктом 7 Порядка могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных указанные категории инвалидов:

а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Для инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших воинов и приравненных к ним в установленном порядке лиц, а также для других категорий граждан, из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 23 Правил), могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

Bookmark: Par87д) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

Bookmark: Par88е) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади.

Пунктом 15 Решения Московского областного Совета народных депутатов и Исполнительного комитета Президиума Московского областного совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области» установлено, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и в необходимых случаях справки (заключение) бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Аналогичные требования изложены и в пункте 12 Порядка.

Таким образом, указанными нормативными правовыми актами устанавливалась право органов исполнительной власти, предприятий и организаций, осуществляющих учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в необходимых случаях, в том числе при принятии на учет инвалидов, требовать предоставления гражданами справок учреждений здравоохранения.

Пунктом 35 Решения Московского областного Совета народных депутатов и Исполнительного комитета Президиума Московского областного совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24 было, в части касающейся инвалидов, определено, что состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий нижеперечисленные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями в следующие сроки, которые исчисляются со дня вынесения решения о принятии этих лиц на учет:

1 Инвалиды Великой Отечественной войны I и II групп и приравненные к ним в установленном порядке лица - в течение одного года.

2. Лица, страдающие активной формой туберкулеза с выделением туберкулезной палочки, - в течение одного года.

Указанные категории инвалидов, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечивались жилыми помещениями из государственного, муниципального жилищного фонда, ведомственного жилищного фонда и общественного жилищного фонда.

Положения, предусматривающие обеспечение жилыми помещениями инвалидов, без каких либо ограничений по группе инвалидности, за счет средств федерального бюджета, были установлены статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ, которой, в частности, установлено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее – Правила). Пунктом 3 Правил определено, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется:

по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом;

по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства.

Пунктом 4 Правил установлено, что для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, подается заявление, к которому прилагаются:

выписка из домовой книги;

копия финансового лицевого счета;

копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;

другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).

Реализация прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов осуществляется исключительно в заявительном порядке. Право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на обеспечение их жилыми помещениями возникало только после предоставления в установленном порядке в органы местного самоуправления указанного перечня документов, в том числе справки, подтверждающей факт установления инвалидности.

Признание лица инвалидом в Российской Федерации осуществляется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (врачебно-трудовыми экспертными комиссиями) при проведении медико-социальной экспертизы с выдачей справки МСЭ, подтверждающей факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и причины инвалидности.

Пунктом 19 Положения о признании лица инвалидом утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965 (далее - Положение) установлено, что датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение медико-социальной экспертизы заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.

Пунктом 20 Положения определено, что инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 25 Положения лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Формы справки и индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждаются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования.

С 1 января 2005 года были изменены правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.

Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основаниями, по которым устанавливается право инвалидов и семей, имеющих инвалидов на обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета является:

а) дата обращения гражданина в орган местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий;

б) дата начала и окончания рассмотрения вопроса о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;

в) дата принятия правового акта муниципального образования о признании (или отказе в признании) гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;

г) дата выдачи документов, удостоверяющих принадлежность гражданина к категории инвалидов.

Факт обращения гражданина в орган местного самоуправления является правообразующим. На основании этого орган местного самоуправления издает соответствующий правовой акт муниципального образования о признании инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях обеспечения их жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ.

Таким образом, датой включения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий является дата постановки на учет гражданина-заявителя, но не ранее даты возникновения оснований для отнесения его к этой категории граждан. Датой возникновения указанных оснований является дата выдачи документов, удостоверяющих принадлежность гражданина к категории инвалидов.

В случае если дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указанная в списке, является более ранней по сравнению с датой возникновения основания для получения жилых помещений, то датой включения в список является дата возникновения основания для получения жилых помещений.

С учетом изложенной позиции Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области прошу Вас организовать работу по проверке правомерности включения граждан в списки инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ.

Исполняющий обязанности

министра Р.Р. Тагиев



Новости
Министерство
Развитие стройкомплекса Московской области
Нормативные документы
Контакты
© Copyright 2005–2019
Министерство строительного комплекса Московской области
support@moinform.ru

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.